Пятница, 03.05.2024, 09:00
| RSS
Urbeck Forces
Главная | Каталог статей
Меню сайта
Категории каталога
Традиции [7]
Традиции, обычаи и обряды народов мира.
История [14]
Более познавательно, чем пригодно для написания дипломов.
Готы [8]
Статьи и информация по движению
Психология [1]
Теория и клинические случаи.
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Статистика
Главная » Статьи » Аполлон » История

Предпосылки магического ренессанса.
Автор: Урбек Вардслав,

 студент III курса ИПФ ПГУ

Магический Ренессанс - условный период вспышки интереса к магии, колдовству, оккультизму и античным языческим традициям приходящийся на XVI-XVII века. Интерес этот не ослабевал в течение долгого периода, вопреки давлению официальных религиозных конфессий и общественного мнения. Практически все образованные и нестандартно мыслящие люди интересовались оккультизмом, астрологией или иными формами магии.

Наиболее типичные явления в период магического ренессанса это:

1)      Фактическое равенство между понятиями «занятия магией» и «образование».

2)      Интерес к нетрадиционным формам мировоззрения и религиозности.

3)      Наукообразность и систематизация практик.

4)      Относительная элитарность и как следствие - изолированность «оккультных наук».

В силу этого возникает вопрос: Что послужило причинами такой ситуации в Европе? Каковы предпосылки Магического Ренессанса как явления?

Средние века вошли в историю религиозными крайностями владык церкви. Но из лона церкви вышли люди, которые интересовались магией. XIII век свидетельствует о ряде блестящих ученых, обладающих воистину обширными знаниями, таких как Вильгельм фон Овернье, Винценц фон Бовэ, Роджер Бэкон, Фома Аквинский, Альберт Великий. Известно, что они занимались магическими опытами. Благочестивой боязни перед "черными искусствами", которые когда-то приписывались дьяволу, более не существовало. Теперь считалось, что хитрости сатаны могут противостоять святые отцы или умные люди. Более того, силу сатаны можно даже использовать на благо человечества. Но все-таки это время было глубоко религиозным, и все названные ученые мужи принадлежали к духовенству.

После нескольких веков христианского «затишья» скопившиеся в «тёмные века» языческие суеверия и подавленные ереси периода с XI-XV веков прорываются после реформации Лютера. Ломка привычных католических догм приводит к поиску альтернативного мировоззрения. Но за упомянутый выше период даже малейшие сведения об инакомыслящих, на которых пытались равняться, были искажены. Еретиков обвиняли в служении нечистой силе, языческих богов переименовали в демонов, а античных авторов «исправили», перекроив их материал. От иных способов мировосприятия порой остались только протоколы допросов – примером тому могут служить ереси катаров, альбигойцев и процесс тамплиеров.

Христианизация Европы проходила, до восьмого-девятого веков, и еще в 772 году вся Саксония между Эймсом и Нижним Рейном на западе, Эльбой на востоке и Эйдером на севере была сплошь языческой, и христианство там насаждал вооруженной силой, подчинявший саксов до 802 года Карл Великий. Языческие традиции и в Саксонии, и в Европе в целом были достаточно сильны еще как минимум до конца X века. Позже они значительно ослабеют и о язычестве как самостоятельной религиозной традиции с XI века говорить будет уже нельзя. В тоже время многие верования сохранялись в искажённой форме и передавались изустно.

Торжество христианства было довольно ограничено. Период с XI по XIV века отмечен многочисленными ересями,  реверансами которых в сторону традиционной религиозности являлось лишь признание некоторых христианских основ – таких как монотеизм, опора на Библию в качестве источника, понятие греха и т.п. Одновременно с этим заметен интересный казус: когда известный своей жестокостью доминиканец-инквизитор Бернард из Ко, прозванный Молотом еретиков, открыл в 1245 году еретическое гнездо в местечке Лемас Сен-Пюэль (между Тулузой и Каркасоном) и привлек к своему трибуналу в качестве полусвидетелей-полупреступников поголовно все население местечка, он не счел, в качестве инквизитора, возможным возбудить дело против какой-то колдуньи, заявившей, что она околдовала своих соседок, чтобы предохранить их от всех болезней. Колдовство в тот период ересью не считалось и подлежало лишь гражданскому суду. А вот XV век известен появлением трактата «Молот Ведьм» - что свидетельствует об изменениях в отношении этого вопроса. Хотя преследования ведьм и колдунов встречаются ещё в XIII веке, лишь к рубежу XVI-XVII веков оформляется толкование их как еретического учения – что означает признание за ними другого мировоззрения.

Идеи Лютера, начавшие распространятся в XVI веке, вскрыли ряд серьёзных и противоречий, центральной темой которых был вопрос: «Является ли (католическая) церковь единственно правильным способом восприятия мира?». Лютер дал простой ответ – «Нет!». А это означало, что принявшие эту его точку зрения не только вольны трактовать Библию и христианское учение по своему усмотрению (чего и добивался Лютер), но и в принципе свободны в выборе мировоззрения.

Таким образом, вместе с появлением протестантизма из подполья начинают выходить самые разнообразные точки зрения на мир. Изначально маскируясь под религиозные трактовки, они начинают распространяться и постепенно приобретать либо атеистический, либо контр - христианский характер.

Одновременно с этим начинается слом старой картины мира, которую построили прежние энциклопедисты-богословы от Августина Блаженного до Исидора Севильского. Крестовые походы и географические открытия – это столкновение устоявшихся европейских догм с другим мировоззрением. Хлынувший в Европу поток информации и знаний сами европейцы пытаются вплести в систему своих представлений, трансформируя науку в магию. Условия Европы таковы, что многие пришедшие сведения, образно выражаясь, варятся в закрытом котле. Уже упомянутые выше искаженные ереси смешиваются с наукой и толкуются в духе христианских догматов.

Источники отмечают, что "благодаря крестовым походам и мавританским университетам в Испании европейцы познакомились с основами арабской науки и магии. Далее к XV веку к арабским знаниям добавляются античные и европейские наработки.

Многие естествоиспытатели имели столь обширные сведения о природе, что слыли чародеями. Марселио Фичино (1433-1499), влиятельный ум во Флорентийской платоновской академии, провозглашал себя сторонником "естественной магии". Он обнародовал герметические доктрины и задаваясь вопросом: "Почему у нас такой страх перед магией?" - Фичино отличает магию профанную и естественную. Под второй он понимает расчёт благоприятного воздействия небесных тел на жизнь человека. Его современник - Пико дела Мирандола (1463-1494) - спонсирует перевод каббалистических сочинений.

Работа Томаса Хардинга «Опровержение книги об апологии англиканской церкви» (1565), в которой рассматривается учение Мартина Лютера, является старейшим трудом, в котором упоминается слово «сатанизм»: Meaning the time when Luther first bringed to Germanie the poisoned cuppe of his heresies, blasphemies, and Satanismes («…о том времени, когда Лютер впервые принёс в Германию этот отравленный букет своих ересей, богохульств и Сатанизмов»). Под термином "Сатанизм" не понималось какое-то определённое философское учение или религия, ибо он использовался лишь в качестве уничижительного слова для обозначения совершенно различных учений, еретических, с точки зрения католической церкви, а также для обвинения Святой инквизицией людей в колдовстве и любой другой нехристианской деятельности.

Сатанизм в его классическом представлении, вплоть до XIX века был одной многочисленных из мистификаций католической церкви. Борьбой «с происками пособников Дьявола» оправдывались и мотивировались как деяния Святой Инквизиции, так и преследования инакомыслящих в целом. Для этого была измышлена целая система. Идеологи католической церкви с энтузиазмом составляли таблицы и иерархию демонов, преувеличивали события и толковали бедствия происками тёмных сил – всё для того, чтобы удержать свою паству в послушании.

Так начинается процесс очернения магических и научных опытов в глазах общественности, хотя, несмотря на разразившуюся вскоре эпидемию «Охоты на ведьм», всевозможные колдуны, учёные и даже просто шарлатаны процветали при дворах знатных владык. Примером может послужить Доминика Эмануэль Каэтан, утверждавший, что знает секрет порошка, с помощью которого можно получить золото. Как алхимик он начал практиковать в Мадриде, затем он начал скитаться по Европе. Его принимали в Нидерландах, где он был посажен в тюрьму, а затем - император Леопольд I (1640-1705) и Фридрих I (1657-1713). Инквизиция же довольствовалась экзекуциями среди населения, предпочитая объявлять колдунами и ведьмами наиболее выделявшихся богатством, умом или даже внешностью. Поэтому всевозможные экспериментаторы, находящиеся под строгим надзором Церкви, должны были скрывать свои магические занятия за компиляцией псевдонаучных исследований и сборниками иносказаний.

Вообще, множество учёных, совершавших важные научные открытия, часто зарабатывали на жизнь магией при дворе владык, а попросту – фокусами. Гуманист Жан Боден является автором сочинения “Demonomantia”, всем известный предсказатель Нострадамус современникам был более известен как не слишком успешный зубной врач. Джордано Бруно, защищая в Оксфорде систему Коперника, опирался на цитаты из "Стяжания жизни с небес" Фичино.

Незадолго до появления идеи сатанизма возник в 1545 году и термин "оккультный", в значении "непонятый или непостижимый умом; находящийся за пределами понимания или обычного познания". Почти столетие спустя, в 1633 году, это слово приобрело дополнительный смысл, а именно, предмет "тех древних и средневековых так называемых наук, касающихся познания и использования сил неизвестной и таинственной природы (таких, как магия, алхимия, астрология, теософия)". В этот период наблюдается появление особых, христианизированных форм магии. Демонология и ангелология, содержащаяся в ранних гримуарах, тесно переплелась с элементами христианской символики и ритуалов. Под влиянием христианской теологии, маги широко стали использовать пост, молитвы и таинства для достижения своих личных магических целей. Впоследствии это трансформировалось в идею обязательного «очищения» перед началом ритуала.

Итак, мы рассмотрели некоторые предпосылки Магического Ренессанса. Необходимо отметить, что, хотя мы рассматриваем Магический Ренессанс как отдельный ограниченный период, интерес к иррациональному циклически возрастает и исчезает на протяжении всей истории. Как правило, слом старой картины мира сопровождается подъёмом интереса к непознанному, в последствии преобразующийся в новые научные основы. Через некоторое время тотального господства рационализма начинается разочарование в научной картине мира и цикл повторяется вновь – люди начинают искать нечто, выходящее за рамки современной им картины мира.

Категория: История | Добавил: urbekforces (15.04.2009) | Автор: Урбек Вардслав
Просмотров: 1104 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024