Четверг, 25.04.2024, 15:14
| RSS
Urbeck Forces
Главная | Каталог статей
Меню сайта
Категории каталога
Традиции [7]
Традиции, обычаи и обряды народов мира.
История [14]
Более познавательно, чем пригодно для написания дипломов.
Готы [8]
Статьи и информация по движению
Психология [1]
Теория и клинические случаи.
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Статистика
Главная » Статьи » Аполлон » Традиции

Карнавалы средних веков

Этимологи нередко выводят слово "карнавал" напрямую из латыни, от "char" - празднично украшенной повозки кораблеобразной формы, непременного признака любой процессии древности. Или: Carrus Navalis – колесница-корабль. По другим источникам, слово «карнавал» происходит от итальянского «Карне, вале!», что означает «Мясо, прощай!»? или «мясоед». Праздник появился в Средние века у итальянцев, которые накануне 40-дневного поста устраивали пышные празднества, в центре которых был бык — символ изобилия и силы. Его украшали цветами, лентами и гирляндами, с почетом водили по улицам, а через три дня забивали («Мясо, прощай!»). Карнавалы были временем, когда разрешалось делать все, что не позволялось в будние дни. Это был не только праздник чревоугодия, но и разгул зрелищ, публичных забав и состязаний.

Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа или обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место. Кроме карнавалов в собственном смысле с их многодневными и сложными площадными и уличными действами и шествиями, справлялись особые праздники дураков (festa stultorum) и праздник осла, существовал особый, освященный традицией вольный пасхальный смех (risus paschalis). Более того, почти каждый церковный праздник имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону. Таковы, например, так называемые храмовые праздники , обычно сопровождаемые ярмарками с их богатой и разнообразной системой площадных увеселений (с участием великанов, карликов, уродов, ученых зверей).

Карнавальная атмосфера господствовала и в дни постановок мистерий и соти. Царила она также на таких сельскохозяйственных праздниках, как сбор винограда (vendange), проходивший и в городах. Смех сопровождал обычно и гражданские и бытовые церемониалы и обряды: шуты и дураки были их неизменными участниками и пародийно дублировали различные моменты серьезного церемониала (прославления победителей на турнирах, церемонии передачи ленных прав, посвящений в рыцари и др.). И бытовые пирушки не обходились без элементов смеховой организации, например, избрания на время пира королев и королей для смеха (roi pour rire).

В самом деле, карнавал не знает разделения на исполнителей и зрителей. Он не знает рампы даже в зачаточной ее форме. Рампа разрушила бы карнавал (как и обратно: уничтожение рампы разрушило бы театральное зрелище). Карнавал не созерцают, в нем живут, и живут все.

Для смеховой культуры средневековья характерны такие фигуры, как шуты и дураки. Они были как бы постоянными, закрепленными в обычной (т.е. некарнавальной) жизни, носителями карнавального начала. Такие шуты и дураки, как, например, Трибуле при Франциске, вовсе не были актерами, разыгрывавшими на сценической площадке роли шута и дурака (как позже комические актеры, исполнявшие на сцене роли Арлекина, Гансвурста и др.). Они оставались шутами и дураками всегда и повсюду, где бы они ни появлялись в жизни. Как шуты и дураки, они являются носителями особой жизненной формы, реальной и идеальной одновременно. Они находятся на границах жизни и искусства (как бы в особой промежуточной сфере): это не просто чудаки или глупые люди (в бытовом смысле), но это и не комические актеры.

 

Самым длинным в Европе считается карнавал в Путиньяно (Putignano). Говорят, что впервые он прошел еще в 1394 г. Обычно карнавал начинается в конце декабря и длится до начала поста. Особенно популярны четверги, когда в городе обязательно проходит какое-нибудь праздничное мероприятие. 18 февраля начинаются балы, а вместе с ними и основная часть карнавала.

 

В Кёльне карнавалу практически столько же лет, сколько и самому городу, однако, организованно эти празднества отмечаются только 179 лет.  Германские племена праздновали день весеннего солнцестояния. Эти языческие традиции остались и у христиан. В Средние века карнавальные празднества проходили вдали от Кафедрального собора, поскольку они сопровождались пьянством и буйством. В 1823 году был создан "фестивальный комитет", который провозгласил канун Марди гра днем восшествия на престол героя карнавала. Карнавал длится чуть дольше недели, и он имеет свой девиз "в Кельне любят ярмарку", многие магазины и предприятия в эти дни закрыты, так как все хотят веселиться. Во время праздничных шествий на повозки водружают огромных сказочных персонажей или известных персонажей прошедшего года. Особенно эти дни нравятся детям, так как с повозок разбрасывают конфеты. Главное событие карнавала – "бабий четверг", праздник матриархата, когда на Старой площади города женщины ровно в 11 часов 11 минут идут на штурм Ратуши. В этот день женщинам дозволено все, главным образом, они обрезают галстуки у знакомых и незнакомых мужчин. После шумного и веселого прохода по городским улицам люди одетые в костюмы ведьм, вампиров, монахов, инопланетян, шутов, ковбоев и потешных солдат расходятся по пивным, где их ждет продолжение праздника.

Кульминация праздника в этом году приходится на 27 февраля - бешеный (или шальной) понедельник. В этот день по городу пройдет процессия, длиной в 7 км. Раньше во главе стоял Арлекин и «святые кнехты и служанки», которых играли 11 пар, имевших хорошую репутацию. У зрителей есть все шансы уйти домой не с пустыми руками: участники карнавала кидают с карет и повозок конфеты и цветы. Местные жители даже приходят с зонтами, чтобы в нужный момент раскрыть и перевернуть их - так удается поймать больше презентов. В последний день праздника в Кельне сжигают чучело, символизирующее холода и болезни.

Свидетельством двойной морали считают многие историки поведение церковных сановников средневековья, с одной стороны, предававших анафеме бесовские игрища, с другой - с радостью предававшихся карнавальным увеселениям в дозволенное время. Кельнский архиепископ Фердинанд издал в 1644 г. особое наставление, регулирующее церковную карнавальную практику. Особое внимание там уделялось "празднику субдиаконов", известным в народе как "шутовской карнавал" (Narrenfest), родиной которого считается Франция.

Согласно канону вначале избирался шутовской папа, или шутовской епископ. Затем низший сановный чин, сидя на осле, провожал его в церковь, где звучала хвалебная песнь и отправлялось богослужение на старинный манер. Шутовская церемония сопровождалась плясками и пиршеством. Не менее знаменит "ослиный праздник". На осла сажали роскошно наряженную молодую девушку с ребенком на руках (намек на бегство Марии из Египта). Затем процессия в сопровождении духовенства направлялась в церковь, где происходила шутовская литургия, на которой стоящие вокруг осла вместо "аминь" блеяли по-ослиному.

Субдиаконы Кельнского кафедрального собора вместе со священниками близлежащих соборов также позволяли себе вволю подурачиться на крещенские праздники. В 1645 г. шутовскому королю было позволено даже отслужить мессу в присутствии капитулпрелатов, при свете свечей исполнялся "Те Деум", а также крещенские гимны и веселые песнопения. Монастыри и церковные приюты не оставались в стороне.

В истории бюргерского кельнского карнавала огромную роль сыграли гильдии, начало расцвета которых приходится на XII век. Как и во многих Других городах, забота о карнавальных обрядах перешла в руки подмастерьев. Первое упоминание о праздновании карнавала в Кельне на страницах городской присяжной книги датировано 5 марта 1341 г. (краткая запись запрещает впредь выдавать деньги на карнавал из городской казны; запрет этот повторялся в 1272, 1395 и 1396 гг.). Начиная с XIV в., помещения гильдий наряду с большими парадными домами патрициев стали местами устройства карнавалов с обязательными пирами и хороводами.

Устроителями открытого, публичного, народного карнавала были гильдии собиравшие подмастерьев в так называемые клики (Banden). С оглушительным барабанным боем и свистом они шествовали по городу, разыгрывая сценки, произнося "шпрухи" и целые речи, водя хороводы и пускаясь в пляс. К сожалению, не сохранилось никаких документов, из которых можно было бы что-то почерпнуть о содержании и политическом смысле устных выступлений, безусловно, задевавших сильных мира сего и выражавших мнение улицы.

В XIII в. в Кельне появились профессиональные шуты. Эта профессия требовала определенных способностей и подготовки: нужно было быть мастером шутки и виртуозом импровизации, на лету сочинять рифмы. Постепенно образовались определенные типы: придворные (Hofnarren), потешные (kurzweilige Rate) и шуты при стрелках (Pritschenmeister der Schiitzen). Без потешных шутов не обходилась ни одна карнавальная пирушка. Особенно любимы были в древнем Кельне шуты при стрелках, по своему значению приравнивавшиеся к придворным и официальным городским шутам. В XVI в. прославился шут по имени Бернхард, прозванный в народе Геке Бен (Gecke Bahn - глупая, дурашливая овечка), или Геке Бенхен. Впоследствии это имя стало нарицательным. Незаменимый на стрелковых состязаниях, он обязан был устанавливать мишени и поднимать боевой дух стрелков, имел право карать и миловать, размахивая своей колотушкой и деревянной саблей. Вездесущему Геке Бенхену доверялось открывать карнавал. Накануне в сопровождении скрипачей и контрабасистов, держа в левой руке яблоко или лимон, он обходил господские дома, настраивая народ на веселье своими рифмованными "шпрухами".

Кельнский карнавал считался самым озорным в Германии. По сей день говорят, что кельнец скорей заложит свою кровать в ломбарде, чем откажется участвовать в карнавале. Обычай "останавливать и ловить", всячески дразнить сограждан на улице, побуждая их тем самым к участию в карнавале, сохранялся вплоть до XIX в. Нигде юноши из различных клик и студенты под прикрытием масок так дико и так яростно не охотились за девушками. Удовольствие же девушек состояло в том, чтобы позволять охотиться за собой и быть пойманными. Запрет 1431 г. живописно характеризует разгульную вольницу кельнского карнавала: "Даже в Пепельную среду мужчины и женщины наряжались в карнавальные костюмы безо всякой меры, чем необыкновенно стесняли наших сограждан, как это не раз случалось и в другие времена. Дабы предотвратить случающиеся по этой причине трения, члены городского совета решили, что никто из каких бы то ни было гильдий, управ и всяких других обществ впредь в этот день в карнавале не имеет права участвовать, что на площадях и в деревнях лишь в понедельник, вслед за воскресеньем Estomini, честному сообществу граждан позволяются игры, но с тем условием, чтобы в шесть часов все сидели бы уже по своим домам, и ночные пиры и ночные пьянки, танцы с мечом и разное ряженье как на площадях, так и в деревнях, вместе с жратвой сверх всякой меры, возлияния, танцы и всякие прочие легкомыслия должны быть отменены целиком и полностью".

Первые свидетельства о карнавале в Базеле датируются XIII в. Слово "vasi-naht" впервые встречается в одной из грамот 1286 г. (Заметим, между прочим, что в более поздние времена в городе сложилась традиция писать и говорить слово "Fastnacht" без буквы t, т.е. фаснахт. Кроме того, базельский карнавал празднуется позднее обычного. Еще до Реформации принято было праздновать его в течение трех дней после первого воскресенья Великого поста, когда, собственно, в других городах во всю царил пост.) Спустя несколько десятилетий карнавал праздновался уже достаточно широко, но особенный расцвет испытали придворные формы. С самого начала ярко обозначился светский характер базельского фаснахта. С конца XIV в. городская знать принялась проводить приуроченные к карнавалу турниры, шутовские игрища, которые, как правило, переходили в потасовки.

Один из летописцев оставил красочное описание подобных развлечений, типичных для средневекового Базеля, в которых зрелище и мода причудливо переплетались с опасными и отнюдь не спортивного рода состязаниями: «Пообедав, мужчины спустились вниз в танцевальную залу. Женщины были богато одеты, вплоть до серебрянных ожерелий, у одних головы были опутаны жемчужными нитями, на других были шелковые платки, ниспадавшие до пояса. И было так устроено, что перед каждым из танцующих всегда шло двое с факелами. Когда танец закончился, появилось двенадцать человек в масках и сплясали танец с инструментами. Позади музыкантов появилось двадцать четыре человека, одетых в костюмы "дикарей", с длиными, до самой земли волосами, наполовину красного, наполовину зеленого цвета, со щитами под рукой и дубиной из полотна, заполненной паклей; все расступились перед ними и началась драка - "дикари" принялись колотить дубинками друг друга по головам и по плечам. Наконец, они оставили это занятие и пустились в пляс. Затем завязалась новая драка, и один-два человека упали наземь словно мертвые. Затем все попрощались с дамами. Всеобщий танец продолжался до утра»27. Дабы положить конец бесчинствам и поножовщине, городской совет через 100 лет после дьявольского фаснахта" запретил турниры.

"Дьявольский фаснахт": турнир, переросший в кровавую сечу. Причиной послужили приставания подданных юного Леопольда Австрийского к местным дамам, вызвавшие гнев горожан. Герцогские рыцари набросились на толпу с пиками, в ответ на что весь народ высыпал на Хлебный рынок и приступил к обороне. Герцогу едва удалось избежать худшей участи (он скрылся через Малый Базель на лодке).

 

Во второй половине XV в. базельские подмастерья отличались собственными манерами, среди которых наиболее ярким был обычай прыгать друг за другом и сбрасывать друг друга в фонтаны, коих в городе было превеликое множество. К базельским обычаям принадлежало сопровождение карнавала исполнением фастнахтшпилей, как правило, носивших локальный колорит. Один из старейших фастнахтшпилей исполнялся в Картойзерском монастыре в 1434 г. Другие представления разыгрывались на рыночной площади. После того как реформатор Вильгельм Фарель в 1523 г. осудил сценки,  активность жанра пошла на убыль, из фастнахтшпиля исчезли веселые народные сценки и типичные карнавальные персонажи (шут, черт, крестьянин). Черт и крестьянин являют собой шутовскую пару, которая со всевозможными шутками и жестами, большей частью непристойного характера, пристает к публике и увеселяет ее. Наверное, поэтому эта пара всегда была особенно любима среди базельцев, а власти не раз запрещали выступать с подобного рода масками.

Неотъемлемым элементом базельского фаснахта были и остались всевозможные шумовые эффекты (с тем различием, что в средние века они принимали зачастую крайние и дикие формы). Раскованная карнавальная публика часто с ужасными криками и бессвязными речами вываливала на улицу, устраивая ночью невероятный грохот и шум.  Старый фаснахт всегда сопровождали барабанщики, достигшие в более поздние времена высот искусства с помощью различных оттенков, от коллективного грохота до "лирики".

Картина средневекового базельского старого фаснахта немыслима без игры с огнем и фейерверка; по меньшей мере, первые подобные увеселения датированы 1416 г. Особенно молодой карнавальный люд увлекался поджогом пороха и пылающими колесами, бросанием ракет, петард и просто горящих банок. Выдумщики изготавливали из дерева пластины в форме звезды, поджигали их и швыряли полыхающие звезды со словами благословения в ночную тьму. На площади близ кафедрального собора устраивались шествия с факелами. Часто юноши устраивали игры с факелами, порой переходящие в драку. В округе Базеля известен другой обычай. Юноши с горящими факелами взбирались на гору, выбирали там подходящее дерево, зажигали его и устраивали вокруг него огненные пляски. Городские власти не раз (1447, 1476) запрещали подобные, безусловно, небезопасные развлечения, но запреты эти ни к чему не приводили.

Состав процессии отличался пестротой, самыми различными кликами, а именно: "молодая" и "старая" гвардия, "свистуны", барабанщики, повозки и, наконец, шуты в разнообразных масках. Ровно в 4 часа зажигались огни старого города, и процессия трогалась. Как правило, шли в таком порядке: ведущий клики, фонарщики, повозки с реквизитом и барабанщики. Центр клики образовывал главный разрисованный фонарь, который несли четверо мужчин. Базельские фонари представляли собой отдельное произведение искусства. Рисунок в них переплетался с текстами. Каждый фонарь посвящался отдельной теме или мотиву и был связан с общественно-политическими событиями в жизни города или отдельными личностями. Кроме того, были и просто декоративные фонари, торчавшие в каком-либо месте костюма; их несли на голове или за спиной. Обилие разнообразных фонарей и фонариков рождало волшебную игру света. Завершением образной картины шествия, неким знаковым кодом шествия являлся особый, глуховатый по звуку ритм барабанщиков, которые должны были идти непременно в темпе 90 шагов в минуту.

История карнавала в Ницце восходит к далекому 1294 году, когда граф Прованса Карл Анжуйский решил посетить этот город. Жители Ниццы решили подготовиться к визиту с необычайной тщательностью. Граф попал на череду балов-маскарадов. С той поры карнавальные празднества превратились в традицию. . В этот день в город прибывает Его Величество Карнавал, участники выбирают карнавальную королеву (самую красивую девушку). В последующие дни по улицам города проезжают красочные повозки, на которые водружены гигантские куклы из папье-маше. Вся композиция должна представлять собой законченный сказочный сюжет. Начало карнавала – это торжественные шествия, сменяющиеся цветочными сражениями (с 1830 года они получили название "Битва цветов"). С 1876 года и по сей день битвы проходят на Английской набережной.

В Мантоне (Франция), во время карнавала повозки украшают апельсинами и лимонами, это так называемый праздник лимонов. Причем и апельсины, и лимоны привозят из соседней Испании, фрукты крепят на металлических подставках.

В некоторых районах сохранился обычай «будить» карнавал. После условного сигнала местные жители собираются на центральной площади. Как правило, все приходят в масках, но это не мешает вычислить того, кто отсутствует. Прежде в Арденнах виновник расплачивался восемью кружками пива. Главное мероприятие французских карнавалов – обливание и обсыпание. Причем всем, что попадается под руку: водой, грязью, мукой, золой, драже и т.д.

Руководит праздником сам Карнавал, или как еще его называют, Пузан. Судьба его, правда, незавидная. В конце праздника участники устраивают суд над Карнавалом. Наказанием может служить катание на осле задом наперед. Экзекуции проводятся в конце праздника. Среди них - сжигание чучела Карнавала. Прежде, в «жирный вторник» самый старый холостяк в деревне с фонарем обходил улицы, чтобы убедиться, что Карнавал ушел. В Шампани в этот день бросали в воду оставшиеся куски мяса, что символизировало приближение поста. К «пепельной среде» веселье утихает. Правда, на улицах еще можно встретить ряженых с мешочком золы, которой они обсыпают прохожих.

Самый известный французский карнавал проходит в Ницце 11-28 февраля. Первое письменное упоминание о нем относится к 1294 г. Тема этого года – «Король простофиля» ("Le Roi des dupes"). Чтобы быть в центре событий, достаточно прийти на площадь. Но все происходящее можно увидеть и издалека: говорят, что король Карнавала размером с шестиэтажный дом…

Из мероприятий особо выделяют Парад света (11, 14 и 25 февраля) и Цветочный парад (11, 18, 21 и 25 февраля). Последнее мероприятие можно назвать и самым зрелищным. Первый парад цветов прошел в 1876 г. В Ницце существует специальное общество флористов, занимающееся подготовкой к карнавалу. Занятие весьма ответственное: украсить следует 20 экипажей (7 м в длину, 2 м – в ширину, 6 м – в высоту). Дизайнеры создают настоящие картины из 4-5 тыс. цветов. На переднем плане непременно расположена мимоза - символ города. Будьте внимательны во время парада, актеры кидают в зрителей цветами, а то и целыми букетами.

 В Марселе, как и везде в Пиренеях, традиции свои, ни на что не похожие. В феврале здесь празднуют день Сретения (Шанделер) или день Медведя. Этот праздник-карнавал проходит ежегодно 2 февраля, на сороковой день после Рождества. Традиция пришла еще из Средних веков и долгое время была самой главной в году, так как она открывала сельскохозяйственный год. Каждая семья отправлялась в церковь, в этот день делали блины, без которых год был бы неурожайным. Удачливым год обещал быть для того, кто, держа в левой руке золотую монетку, правой рукой мог подкинуть блин на сковородке. Традиционные персонажи на празднике Сретения – Сен-Пансар, враг карнавала Пост, Медведь, веселый Вакх (пьяница), жена Вакха Палома, Ло Шивале (лошадь в юбке) и Розетта (украденная медведем девица). Медведь – важный персонаж пиренейского фольклора, он часто ассоциируется с человеком. И, как ни странно, в Марселе медведь является символом весны – с его пробуждением от спячки просыпается и вся природа.

На севере Франции готовят блины. Порой для этого собирается множество людей на центральной площади. Устраиваются и соревнования, в которых нужно ловко подкидывать блин на сковородке. На юге популярны соус или масло из чеснока, а также блюда из яиц. В «жирный вторник» французы едят свиную лопатку и жирный бульон. Раньше им даже обрызгивали стены и двери, чтоб уберечь кров от злых сил.

В небольшом бельгийском городке Бенш в последний день Карнавала Марди гра на улицах появляются Жили. Говорят, что дело чести каждого местного жителя – хотя бы раз побывать в костюме «жиля» (от фр. gilles – балаганный шут). Отличить его от остальных персонажей просто. На шуте, как правило, надета одежда горохового цвета с черными и красными львами, длинные брюки и тяжелые деревянные башмаки. Пояс украшают колокольчики. Шляпа героя, украшенная перьями и лентами, может весить до 12 кг. В руках у шута – прутья и апельсины. Цитрусовые появились неспроста. В последний день карнавала (Mardi Gras – жирный вторник), участники бросают друг в друга апельсинами. Ничего страшного в этом нет, напротив, такой удар считается добрым предзнаменованием. Кроме «жиля» в празднике принимают участие «трубочист», «пекарь», Арлекин и др. Под звуки барабанов они дефилируют по городу и дарят детям апельсины. Для того, чтобы стать Жилем, нужно проживать в городе по меньшей мере пять лет.  В 1549 году император Священной Римской империи в окружении всего своего двора вошел в Бенш, где начался праздник – балы, рыцарские турниры, столы ломились от яств, а вечером устраивали фейерверки. По легенде придворные (испанцы в то время были властителями Бельгии) переодевались в конкистадоров, изображая завоевателей Америки. Костюмы были больших размеров, чтобы привлечь внимание. Жителям Бенша настолько понравились эти представления, что они сделали традицией устраивать такие костюмированные шествия каждый год. Традиция дарить в дни карнавала апельсины также пришла из Испании. Однако карнавал Бенша был известен и до 1549 года. Уже в 1395 году в канун Марди гра на площади сооружали огромный костер. Церемонии имели языческие корни - цель изгнать злых духов, победить злые силы, в танцах и шествиях горожане пытались привлечь на свою сторону магические добрые силы, просили у добрых духов богатства и плодородия.

Бусоярас – самый большой карнавал в Венгрии, в Мохаче в последнее воскресенье перед постом люди проходят парадом через город в масках животных с рогами, вертят трещотками и звонят в колокольчики. В Люксембурге во время карнавала устраиваются фольклорные шествия и концерты, особенно в городах Дикирх и Шиффланге. Самый популярный карнавал в Бельгии проходит в Бинше (2-4 марта), он привлекал толпы людей, начиная с 16 века и сейчас охраняется ЮНЕСКО. В Швейцарии самыми веселыми городами являются Базель (10-12 марта) и Люцерн (с 27 февраля по 4 марта). Карнавал в Венеции знаменит на весь мир. Он празднуется около двух недель. На городских площадях проводятся "исторические" концерты, устраиваются фейерверки. В эти дни можно смешаться с праздничной толпой и полюбоваться на неповторимые костюмы и маски. Вино льётся рекой. В театрах ставятся спектакли на тему карнавала. В старинных дворцах города даются бал-маскарады для элитной публики. В 2001 году горожане решили возобновить утерянную традицию - на карнавальном празднике вместо искусственного голубя по канату шёл акробат, одетый в костюм Ангела.

Несколько праздничных дней перед постом в Германии называются Fastnacht (постная ночь) или Fasching. Правда, в народе чаще звучит словосочетание «нелепая» или «чертова» неделя, а также «праздник шутов». В прежние времена здесь было несколько разновидностей масленицы: господская, крестьянская и даже женская. Во время празднования последней собирались только дамы, кавалеры приходили лишь вечером на танцы.

Немцы веселятся не меньше других. Они также брызгают друг в друга водой и спускают с горы горящие колеса. Есть и нюансы: например, девушки обливают парней в понедельник, а парни девушек – во вторник. Раньше считалось, что после этого обряда защита от мух и комаров в летнее время обеспечена. В Вестфалии прежде соблюдали весьма странный обычай: во время карнавала женщины стягивали с ног мужчин сапог и кусали их за большой палец. Мужчины поступали так же на другой день. Считалось, что с укусом из тела человека уходят все болезни и недуги.

На праздничном столе у немцев можно насчитать 7-9 блюд, большинство из которых приготовлено из продуктов, несущих в себе зародыш новой жизни (просо, горох, рыба).

 
В Швейцарии в Базеле героями карнавала являются Клики, то есть "шайки". Каждый участник должен играть на флейте или барабане старинные марши и быть жителем Базеля в четвертом поколении. Поскольку команд играющих на флейтах много и они хаотично разгуливают по городу, исполняя старинные мелодии, звуки становятся скорее какофонией, что особенно чувствуется во время соревнования музыкантов. Причем побеждает в конкурсе тот, кто лучше всех сфальшивит.

В Великобритании самый известный город карнавала – Олней. Жители Олнея празднуют Марди гра по-своему. Вот уже пятьсот лет здесь устраивают соревнования по выпечке блинов. В этот все устремляются в центр города, где на огромных сковородах пекут блины. По команде участники конкурса бегут к церкви, на бегу они должны подбрасывать блины на сковородах, причем до входа в церковь необходимо успеть подкинуть блин три раза. В Маастрихте во время карнавала на Ратушной площади выбирают Принца карнавала, затем, по прошествии нескольких дней с него постепенно снимаются все его полномочия. Карнавал длится пять дней. В эти дни все коммуны в Нидерландах меняются названиями, а принц карнавала получает ключи от города или деревни. В каждой коммуне проходят свои дефиле, во время которых высмеиваются местные политики. В Маастрихте принято в костюмах и масках переходить из ресторана в ресторан, распевая карнавальные песни. Праздник заканчивается во вторник в полночь поеданием блюд из селедки.

В Швейцарии карнавалы проходят в то время, когда все остальные европейцы постятся. Тем не менее, есть несколько мероприятий и в конце февраля. 19-го числа в Crans-Montana пройдет детский фестиваль. Жителей Люцерны (Lucerne) 23 февраля в 5 утра разбудит выстрел из пушки. После этого выключат электричество, и начнется красочный парад фонарей. В Люцерне любят петь, причем даже те, у кого нет ни слуха, ни голоса. Здесь даже проводится состязания «фальшивых исполнителей».

 Масленичные дни часто называют жирными. Действительно, пища, приготовленная в эти дни чрезвычайно калорийна. Объяснить это просто: люди наедаются перед постом. Чаще всего в меню присутствует жареное мясо (свинина, баранина), а также всевозможные мучные изделия. В Австрии в кипящем сале жарят блюдо под названием Krapfen, нарезки продуктов в тесте. В Нидерландах популярны колбасы. Прежде здесь даже разгуливали ряженые, неся в руках вилы, украшенные мясными продуктами. Перед постом голландцы предпочитают есть селедку с белыми бобами. С едой связаны и приметы: так, капуста, съеденная в последний вторник перед постом, якобы, помешает гусеницам съесть овощ летом.

Масленица – время веселья, а не работы. Так издревле считают в Австрии. Прежде женщинам запрещалось выполнять некоторые работы в это время. Считалось, что в дом может проникнуть призрачная женщина со свитой мышей, которые уничтожают все сделанное за последние дни.

В австрийских городах во время карнавала не менее забавно, чем в других уголках Европы. В Зальцбурге по улицам разгуливают прехты в черных масках с рогами, одетые в овечьи шкуры. В г. Имсте – популярны другие два персонажа: шеллер (Scheller) и роллер (Roller). Их видно издалека, благодаря шикарным головным уборам, украшенным цветами и мишурой, фруктами, чучелами птиц и осколками зеркал.

В некоторых австрийских городах на центральной площади устанавливают дерево, украшают его лакомствами и лентами синего и красного цвета. Молодые люди состязаются в умении быстро подниматься по его стволу.

Самое традиционное праздничное австрийское мероприятие – бал, он пройдет 23 февраля в Венской опере.

Испания. Кандилеко - кушанье из сладостей или колбас, соединенных и создающих подобие младенца. Педро – карнавальные колбаски. И на десерт - педронерос - фаршированный желудок, который в Испании наполняют сладким тестом.

На Сардинии популярна выпечка. Здесь принято дарить друг другу в последний день карнавала фигурки из теста и миндаля. В Греции готовят «сырный хлеб» - из диких сушеных трав, смешанных с брынзой. В Венгрии, Чехии, Словакии, Польше масленица немыслима без пончиков. Самое оригинальное блюдо едят финны, на севере страны известны рецепты «лопарской похлебки», супа из оленьих ног, и кровяных блинов с оленьим жиром.

В Испании некоторые способы празднования повергают в ужас. Например, петушиные корриды. Птицу привязывают на веревке поперек улицы, а люди с завязанными глазами пытаются отрубить ей голову деревянным мечом… Вариаций этого «праздничного» вида мероприятий предостаточно.

Италия. Приход весны в Италии напрямую зависит от предсказаний медведя, который, подобно знаменитому американскому сурку, просыпается 2 февраля. Он вылезает из берлоги, чтобы оценить обстановку. Если на улице облачно, то он тремя прыжками возвещает о конце зимы. Если же этого не происходит, весна наступит не раньше, чем через 40 дней. Маски в Италии популярны как нигде в другом месте. Чаще всего участники карнавалов предпочитают изображать Арлекина, Пульчинеллу или Доктора. Есть и другие варианты: пьяница одетый в короткие штаны, пиджак наизнанку и пестрые чулки.

В Великобритании карнавал не столь популярен, как в других странах. Вторник первой недели великого поста называют исповедальным, в народе – «блинный день». В 11 часов утра во многих британских городах колокольным звоном извещают о начале приготовления традиционных блинов.

В Шотландии кроме блинов пекут постные лепешки. Готовкой занимаются здесь всей семьей. С 1450 г. в Англии проводятся соревнования в беге среди женщин, несущих блины на сковородке, так называемые «блинные гонки». Мероприятие начинается ровно в 11:45 минут. Задача проста: подбросить и поймать блин не менее трех раз во время бега.

Интересен еще один обычай: подбрасывание блинов в школе. Раньше повар ровно в полдень выходил в коридор и бросал в толпу учеников блин. Каждый кусочек лакомства в этот день ценился на вес золота.

В Великобритании особой популярностью пользуются спортивные мероприятия. Например, перетягивание каната или футбол. Игру с мячом, между прочим, в Средние века расценивали как религиозный долг. Прежде матч мог длиться целый день, на правила внимания не обращали. После вечернего звона колокола все развлечения должны были прекратиться.

Категория: Традиции | Добавил: urbekforces (27.04.2009)
Просмотров: 8125 | Рейтинг: 4.0/6 |
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2024